Раздел
Виктор Заря:  «Программа «Комфортная городская среда» доказала свою эффективность в Поморье»

Виктор Заря: «Программа «Комфортная городская среда» доказала свою эффективность в Поморье»

26 декабря 2018

Уходящий 2018-й год стал вторым реализации программы «Комфортная городская среда» в Архангельской области. О трудностях, успехах и планах на будущее – интервью с заместителем председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов по жилищной политике и коммунальному хозяйству, куратором программы в Поморье Виктором Зарей.


Федеральный проект «Комфортная городская среда» стартовал в 2017 году. Проект направлен на поэтапное благоустройство дворовых территорий, знаковых мест отдыха в центрах субъектов и муниципалитетов на основании инициатив граждан. Всего на эти цели в России выделено 26 миллиардов рублей федерального финансирования.


- Как принять участие в программе комфортная городская среда?

- Сейчас мало, кто не слышал о существовании такой программы, но не все знают, как программа работает внутри. Сложностей и трудностей здесь очень много. Порядок проведения отбора и выполнения проектов программы создает большое количество самых разных нюансов. На сегодняшний день это один из немногих федеральных проектов, где мнение высказывают сами собственники жилья, жители городов, а не чиновники.


Самый часто задаваемый вопрос при этом – а почему в нашем дворе ничего не делается? И здесь встает другой вопрос о самоорганизации жителей многоквартирных домов. Без решения собственников жилья участие в программе невозможно. Единственный способ участия в программе - составление коллективной заявки от жителей одного или нескольких домов для благоустройства своего двора.


Исходя из нашей практики, мы видим, что наиболее активны в программе жители домов, управляемых ТСЖ, чем обычными управляющими компаниями. Как правило, в таких домах уже сформирован жилищный актив, который включается в программу намного быстрее. Так, в Архангельске один из ТСЖ на реконструкцию двора получил сразу 12 миллионов рублей. Такие крупные суммы по программе «Комфортная городская среда» также возможны, но здесь очень важно показать соответствующее финансирование со стороны жильцов, а это минимум 5%. Хотя в некоторых случаях были и 20%.


Собственники жилья могут вносить финансирование на специальный счет, которым управляет муниципалитет. Каким образом ведется сбор средств? Не важно. Это может быть и один человек (меценат), и сбор со всех жителей домов конкретного двора. Сбор делают по-разному, иногда управляющая компания может внести за собственников взнос, а потом выставить счет соразмерно каждому жильцу, иногда сами жильцы самостоятельно проводят сбор средств.


Участие в программе позволяет проводить фиксирование в течение нескольких лет. Так, жители двора по адресу Тимме, 2, в Архангельске запланировали реконструкцию стоимостью в 36 миллионов рублей.


- Кто выбирает проекты для программы?


Следующий этап программы во многом зависит от чиновников: качественно собрать все заявки, рассмотреть их и справедливо оценить. Это задача муниципальной власти, которая для этого разрабатывает свой порядок на основе бальной системы.


Все достаточно прозрачно: на сайте администрации есть описание этого порядка, с конкретными баллами, которые может получить та или иная заявка. Например, учитывается, насколько активно участвуют жители двора, особенно если заявку пишут от нескольких домов, наличие промежёванной территории, соблюдение установленных сроков, наличие разработанного проекта ремонта двора.


В среднем только одна треть заявок проходит процедуру отбора. Например, по 2018 году у нас было 46 обращений, где правильно подготовили документы, а получили финансирование только 17 дворовых территорий.


- Какие трудности возникают у участников программы?


Очень важно обговорить внутри дома все нюансы проекта. У нас уже были случаи, когда одобренный проект тормозился из-за несогласия некоторых жителей, доходило даже до того, что не пускали технику на участок. Тут нужно понимать, что если проголосовало более 50% собственников жилья, то с этим необходимо соглашаться. Мы все же живем в обществе, которое работает по определенным правилам, и тот же жилищный кодекс никто не отменял.


Еще одна трудность, с которыми сталкиваются участники программы – недобросовестные подрядчики, которые изначально так сильно снижают стоимость выполняемых услуг, чтобы выиграть конкурс, что потом сильно сказывается на качестве работ. Коммерсанты не альтруисты и в таких случаях экономят на материалах.


О контроле качества

Контролируют качество работы не только жители, но и сотрудники администрации того округа или муниципалитета, на территории которого ведутся работы. Вообще, именно муниципалитет официально является заказчиком работ, и вся документация проходит через них.


Исходя из практики, претензии и замечания были ко всем подрядчикам и объектам, по самым разным причинам, и не всегда в них были виноваты сами подрядчики. Есть несколько случаев, когда по объектам программы 2017 года до сих пор не устранены замечания. Один из ярких примеров – проспект Чумбарова-Лучинского в Архангельске. Той подрядной организации уже нет, видимо устранять недочеты будут из бюджета области и города. Другого выхода у города нет.


Итоги 2018 года – успехи и проблемы


В текущем году на программу в Архангельской области было запланировано 340 миллионов рублей. Из них федеральный бюджет выделил 250 миллионов, из областного – 52 миллиона, из бюджетов муниципалитетов – 30 миллионов и софинансирование собственников – 8 миллионов рублей.


Всего за 2018 год в Архангельской области благоустроено 142 дворовые территории, 82 общественные территории и 11 городских парков. В прошлом году муниципалитеты распределяли средства по схеме 1/3 на общественные территории и парки, а две трети – на дворовые. С этого года это решение принимают сами муниципалитеты.


В этом году возникла проблема – 12 миллионов рублей были не израсходованы из-за экономии на конкурсах. Это произошло в Архангельске и Северодвинске. Кроме того, муниципалитеты плохо работают с федеральной информационной системой ГИС ЖКХ, до сих пор не внесена необходимая информация по значительной части дворовых территорий Архангельской области. Во многих районах и городах эта работа вообще не ведется – просто нет таких специалистов в администрациях.


Лишь благодаря совместной работе с профильными министерствами Архангельской области удалось в итоге грамотно расходовать все заявленные средства и не допустить снижения финансирования на следующие года.


Кроме того, в каждом муниципальном образовании должны быть приняты правила благоустройства, и проведены соответствующие общественные слушания. Архангельск принял так называемый «Дизайн-код» буквально под Новый Год. А в Новодвинске еще только планируются принять.


Что нас ждет в ближайшие годы?


Всего программа «Комфортная городская среда» на 2019 год в Архангельской области предусматривает финансирование в 446 миллионов рублей, из которых – 363 миллиона – это федеральный бюджет, 36 миллионов – областной, 30 миллионов – местный, а также 17 миллионов рублей софинансирование со стороны собственников жилья. В целом, это на треть больше, чем в 2018 году.


Запланирована реконструкция 180 дворовых территорий в Архангельской области и 28 общественных пространств. К примеру, по Архангельску - это парк на улице Галушина и, возможно, еще две общественные территории, которые выберут голосованием.


Самые главные изменения этого года - это требование Минстроя, о 20% софинансировании при проведении дополнительных работ. Под дополнительными работами понимают, например, детскую площадку и любые другие сооружения на территории двора. Обязательные виды работ - тротуары,   проезжая часть, парковка, установка скамеек, как и прежде, требует только 5% софинансирования.


Летом следующего 2019 года в области пройдет отбор и голосование по заявкам на участие в программе 2020 года.


- Как программу можно сделать эффективнее?


У меня есть пара предложений. Первое – это ограничение максимальной суммы ремонта дворов по основным видам работ до 4 миллионов рублей. Сегодня в Архангельской области более 12 тысяч дворовых территорий. За два года выполнения программы мы привели в порядок чуть более 400 дворов. Ограничение позволит сделать больше дворовых территорий, за счет выполнения только самых важных работ, учитывая что, программа рассчитана лишь до 2024 года.


Еще одно предложение – введение ответственности у чиновников, которые проводят программу. Затягивание сроков отбора, создания спецсчетов и т.д. делают программу трудновыполнимой, при этом сами исполнители не несут никакой ответственности. Тоже касается и тех муниципалитетов, которые из года в год протягивают со сроками. Считаю уместно, в таких случаях, передавать часть финансирования в другие районы, которые готовы эффективно их реализовать.


Пресс-служба АО «Корпорация развития Архангельской области»